Поделиться в социальных сетях
Кордова (исп. Córdoba) — старинный город в Андалусии, столица провинции Кордова. Расположен на склоне отрога Сьерры-Морены на правом берегу Гвадалквивира в плодородной и очень жаркой местности. Кордова основана во времена господства Рима.
Сегодня Кордова — современный город средних размеров с населением 321 тыс. человек. В Старом городе сохранилось много исторических памятников эпохи расцвета столицы Кордовского халифата, занимавшего почти весь Иберийский полуостров.
С 756 была столицей Кордовского эмирата, а с 929 — Кордовского халифата. В X в. достигла своего расцвета, стала одним из центров просвещения и наук, когда имела до 1 млн жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. Абдеррахман I провозглашает Кордову «жемчужиной» Халифата и столицей государства Аль Андалус. На 1 миллион ее жителей приходилось 3 тысячи мечетей и 300 бань — это тоже признак цивилизованности, а не только Университет, открытый уже в X веке. Даже Багдад с трудом соперничал с Кордовой.
С распадом в 1031 Кордовского халифата Кордова сохраняла самостоятельность лишь до 1070, когда была подчинена эмиром Севильи. В период Реконкисты Кордова в 1236 году перешла под власть кастильского короля, Фердинанда III и историческая судьба её переплелась с судьбами Кастилии, а затем Испании.
Кордовская мечеть — вполне может называться «восьмое чудо света» — мгновенно переносит нас в сказочный мир 1000 и 1-ой ночи. Она была столь велика и прекрасна, что жители города освобождались от необходимости совершать паломничество в Мекку. Ее построили на месте вестготской базилики всего лишь за год — в 785-ом, но достраивали два века. Кордовская мечеть стала единственным в мире зримым сращением религий. После Реконкисты в мечети открыли часовню, а в 1523 архитектор Кабильдо строит посреди мечети… Собор. Именно так — не перестраивает мечеть, а встраивает в ее середину храм — смешение архитектурных стилей: барокко, готика. Собор украсили барельефы из священной истории, вмонтированные прямо в мусульманские арки, предвосхищая главный принцип сюрреализма — сочетание несочетаемого.
По тому же принципу существует старый город. Сложно представить, глядя на монотонные стены домов центрального квартала, какое буйство красок таится в их двориках — патио — произрастают тысячи цветов. Кордова верна себе — многоцветье арабской мозаики, изысканность восточных узоров сливаются в цветочном орнаменте.