Поделиться в социальных сетях
В глубокой древности, на заре истории появился родоначальник фортепиано, казалось бы ни чем не сходный с современным роялем. Это был охотничий лук, состоящий из упругой деревянной трости, стянутой кожаным шнуром или жилой. Туго натянутая тетива лука звучала, вызывая у человека первые, пусть примитивные звуковые впечатления.
Фортепиано – это удивительный музыкальный инструмент, пожалуй, самый совершенный. Существует он в двух разновидностях – рояль и пианино. На фортепиано можно исполнить любое музыкальное произведение, будь то оркестровое, вокальное, инструментальное, также любую современную композицию, музыку из кинофильмов, мультфильмов или эстрадную песню. Фортепианный репертуар является самым обширным. Для этого инструмента сочиняли музыку великие композиторы разных эпох.
В 1711 году Бартоломео Кристофори изобрел клавишный инструмент, в котором молоточки ударяли непосредственно по струнам, чутко откликаясь на прикосновение пальца к клавише. Специальный механизм позволял молоточку после удара по струне быстро возвращаться в исходную позицию, даже если при этом исполнитель продолжал держать палец на клавише. Новый инструмент сначала получил название «Gravecembalo col piano e forte», позже сокращенное до «Piano forte». А еще позже обрел современное название «Фортепиано».
Но история создания музыкального инструмента фортепиано лежит своими корнями еще в глубокой древности. С тех пор, как первобытный человек стал использовать для охоты лук и стрелы, он заметил, что момент спуска стрелы сопровождается гудящим звуком, возникающим от колебания тетивы, внезапно получившей свободу движения. Заинтересовавшись этим, человек стал использовать лук как орудие для звукоизвлечения, таким образом, появился первый струнный музыкальный инструмент.
В Индии около 1500-1000 лет до нашей эры, откуда постепенно распространились на восток Азии, на Запад, через Ближний Восток, а затем и в Европу появились струнные музыкальные инструменты, у которых звук создавалась путем трения особого орудия – смычка об струны.
Струны современного фортепиано приводятся в колебание ударами молоточков, исходя из этого, связь с прошлым очевидна.
Прямыми предшественниками фортепиано считаются клавесины и клавикорды.
Клавикорд — небольшой музыкальный инструмент, с соответствующим его размерам тихим звучанием. Он появился в позднее Средневековье, хотя никто не знает, когда именно. При нажиме на клавишу клавикорда приводится в звучание одна, соотнесенная с этой клавишей, струна. В целях уменьшения размеров инструмента количество струн клавикорда было часто меньшим, чем количество клавиш. В этом случае одна струна обслуживала (посредством соответствующего механизма) несколько клавиш.
В отличие от тонкой и задушевной звучности клавикорда, клавесин обладает игрой более звучной и блестящей. При нажатии на клавишу клавесина может быть по желанию исполнителя приведено в звучание от одной до четырех струн. В эпоху расцвета клавесинного искусства существовал целый ряд разновидностей клавесина.
Клавесин, скорее всего, был изобретен в Италии в XV веке. В клавесине бывает один или два мануала (реже три), а звук извлекается защипыванием струны плектром из птичьего пера (наподобие медиатора) при нажатии клавиши. Струны клавесина расположены параллельно клавишам, как у современного рояля, а не перпендикулярно, как у клавикорда и современного пианино. Звук концертногоклавесина — довольно резкий, но слабый для исполнения музыки в больших залах, поэтому в пьесы для клавесина композиторы вставляли множество мелизмов (украшений) для того, чтобы длинные ноты могли звучать достаточно протяженно.Клавесин использовался также для аккомпанемента к светским песням, в камерной музыке и для исполнения партии цифрованного баса в оркестре.
Со временем инструменты совершенствовались, и было изобретено фортепиано, как уже было сказано в 1711 году.
А первое музыкальное произведение, написанное специально для фортепиано, появилось в 1732 г. (соната Лодовико Джустини). Однако в массовом порядке композиторы начали ориентироваться на фортепиано, а не на клавесин, сорока-пятьюдесятью годами позже, во времена Гайдна и Моцарта.
Источник:
И. А. Браудо. Клавесин и клавикорд.
Л. Михеева. Энциклопедический словарь юного музыканта.